Круговой турнир. Системы проведения соревнований Круговой турнир по шахматам
Представляем новую программу для проведения шахматной жеребьёвки с отображением результатов в онлайн режиме.
Жеребьёвка участников может быть выполнена в швейцарской системе c использованием официального движка JaVaFo или круговой системе, а также возможно сведение пар вручную.
Открытость
Результаты и пары публикуются автоматически после каждого тура и мгновенно отображаются на сайте так, что тренеры и родители могут смотреть информацию по турниру в режиме реального времени.
Установка
Для использования программы не требуется установка дополнительного программного обеспечения и нужен только выход в сеть Интернет. Работа с программой выполняется через браузер с любого устройства, будь то: персональный компьютер, планшет или смартфон.
Как использовать
База игроков
Программа создана на базе рейтинга РШТ с огромной базой шахматистов по всей России , что позволяет довольно быстро формировать списки участников с заполненными данными о дате рождения, географии и рейтингом, в соответствии с дисциплиной в которой проводится турнир. Эти данные могут быть отредактивароны организаторами.
Масштаб
Программа может быть использована как на крупных шахматных фестивалях, так для локальных тренировочных турниров в школах и уже опробована в одновременном проведении нескольких турниров с общей численность более 250 игроков.
Функциональность
Текущий список возможностей не является окончательным и постоянно пополняется. Делитесь предложениями для улучшения программы.
Вопросы
Все идеи по расширению функционала и вопросы задавайте в
В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру-говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме-шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас-тников, сроков и др.
Каждому способу (системе) присущ порядок составления кален-даря (расписания) встреч участников соревнования - команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календа-ря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каж-дый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) по-лучает определенный номер. Для удобства далее применяется тер-мин «команда».
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе-дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи-более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма-стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при не-четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа (х = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча-ствующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав-ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но-мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова-ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе-ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя-тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис-ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови-ны, т.е. с 5: 5. 6. 7.
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер-тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер-тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу-чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф-ру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ-ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например :
1-8,8-5,2-8,8-6 ит.д.
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы-вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле-ва - номера команд, играющих на полях соперников.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.
Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер-вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе-ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос-ледующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).
При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени со-ревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыг-рывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места - с 13-го по 18-е. Результаты предвари-тельных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман-ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо-собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос-ледующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змей-кой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошло-годних и др.).
Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес-та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.
Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос-новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож-ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв-ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора-жение - 1 и неявка - 0.
В спортивных играх проводятся соревнования, в которых уча-ствует несколько команд («клубный зачет») - две и больше, напри-мер студенческих; детско-юношеских - несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается кол-лектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.
При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен-ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови-на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).
Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч-ков, сколько взрослым и т.п.
Для учета результатов соревнований по круговому способу при-меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор-мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).
При проведении соревнований в два круга каждая клетка делит-ся горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются ре-зультат встречи двух команд и положенные очки, первым простав-ляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Напри-мер, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в со-ответствующих клетках проставляются аналогичным порядком ре-зультаты всех команд.
Круговая система . Сущность проведения данных соревнований заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя, но и определить места всех других участников, дает точное представление о состоянии морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовки соревнующихся команд.
Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что она требует большого количества времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один или два круга, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд. В этом случае команды встречаются между собой 2 раза: на поле противника и на своем поле.
Для определения количества игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг, существуют определенные формулы.
Так, определяя количество игровых дней, следует знать общее число команд, участвующих в соревнованиях. Если оно четное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд. В том случае, если оно нечетное, то число игровых дней будет равно числу команд, участвующих в соревнованиях, т.е. Х = А – 1 (при четном числе команд) и Х = А (при нечетном числе команд), где: Х – количество игровых дней соревнований; А – число команд, участвующих в соревнованиях.
Количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по следующей формуле:
где Х – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг;
А – общее число команд, участвующих в соревнованиях;(А – 1) – число игр, которые должна провести каждая команда в ходе соревнований;2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды.
Если соревнования по круговой системе проводятся не в один, а в два, три или четыре круга, то количество игровых дней и игр соответственно возрастает в два, три или четыре раза.
После рассеивания команд по подгруппам жребием или способом «змейка» в них проводится дополнительная жеребьевка. Способ рассеивания команд по подгруппам и количество команд, подвергающихся рассеиванию, предусматриваются Положением о соревнованиях.
Места команд в результате проведенных соревнований определяются по сумме очков, набранных ими в играх всех календарных дней. Начисление очков командам в ходе соревнований производится в соответствии с оценочной шкалой, предусматривающей начисление определенного количества очков за победу, поражение и неявку команды на соревнования в соответствии с Положением о соревнованиях.
Система с выбыванием . Сущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего поражения) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система проведения соревнований с выбыванием после первого поражения, по которой разыгрываются кубки. Эта система дает возможность при большом количестве команд проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. Основным недостатком ее является то, что она не дает полного представления о силах команд, не позволяет определить места всем командам, участвующим в соревнованиях. При проведении соревнований по данной системе возможен элемент случайности, т.е. слабая команда может стать даже победительницей соревнований.
В соответствии с общепринятыми положениями в играх первого дня соревнований участвуют команды, имеющие согласно жеребьевке средние номера. Команды, не играющие в первый день соревнований, распределяются в верхней и нижней частях сетки игр поровну (если общее число команд четно).
Для определения количества игровых дней и игр при проведении соревнований по системе с выбывание пользуются формулой: Х = n, где Х – количество дней, необходимое для проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения, n – степень четного числа из общего количества участвующих команд. Например, если число команд 8, то количество игровых дней будет 3, так как 8 является третьей степенью числа 2, т.е. Х = n = 3.
Соревнования по смешанной системе . Смешанная система проведения соревнований представляет собой сочетание двух систем розыгрыша: круговой и с выбывание. При этой системе часть соревнований (предварительная или заключительная) проводится по круговой системе, а другая часть – по системе с выбыванием.
Иногда систему с выбыванием применяют в предварительной части розыгрыша среди команд, разбитых на подгруппы, а из оставшихся команд составляют группы сильнейших, встречающихся в заключительной части соревнований по круговой системе. Иногда же, в зависимости от числа участвующих команд или от других каких-либо условий, соревнования по смешанной системе проводят следующим образом. Команды распределяются на две подгруппы, в каждой из которых проходят соревнования по круговой системе в один круг. После окончания соревнований в подгруппах и определения мест, занятыми командами, проводятся стыковые игры (по системе с выбыванием) между командами, занявшими первые места в подгруппах, в результате которых определяются 1-е и 2-е места среди всех команд, участвующих в соревнованиях. Таким же образом определяются все последующие места.
Преимущество смешанной системы заключается в том, что она позволяет при большом количестве участвующих команд провести соревнования в сравнительно небольшой срок и довольно точно определить соотношение сил команд-участниц. В настоящее время по данной системе проводятся наиболее крупные международные соревнования, например,Олимпийские игры или первенства (чемпионаты) мира.
Подготовка и проведение соревнований. (Этапы).
Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы со студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.
Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной работы, продолжением учебно-тренировочного процесса.
Во время соревнования осуществляется совершенствование общей физической и специальной спортивно-технической подготовленности студентов, улучшения их техники и тактики.
В то же время соревнования - наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы отдельных спортивных организации и педагогического мастерства преподавателей-тренеров и тренеров и общественных инструкторов. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта.
По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.
По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными и заочными, одноразовыми однодневными и многодневными, официальными (тренировочными), классификационными.
В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.
Структура студенческих спортивных соревнований состоит из:
Практикой определено несколько способов проведения спортивных соревнований, обусловленных их правилами и положениями.
В нашей стране используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием и смешанный.
Прямой применяется при проведений большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты оцениваются метрическими единицами или баллами (л/атлетика, лыжи, гимнастика, акробатика и т.д.).
Круговой - последовательно встречаются каждый с каждым. Используется в спортиграх.
Способ с выбыванием (олимпийский, кубковый).
Смешанный - круговой с выбыванием (два этапа).
Соревнования способствуют обмену передовым опытом тренеров-преподавателей и самих студентов, распространению новой высокой техники и наиболее совершенных методов тренировки. Они являются средством агитации и пропаганды спорта среди студентов.
Педагогическое значение спортивных соревнований заключается в том, что они приучают спортсменов применять приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий двигательные навыки и умения в сложной й постоянно меняющейся обстановке спортивной борьбы и максимального напряжения сил.
Основными задачами любых соревнований являются:
· содействие воспитанию спортсменов;
· демонстрация социально ценных качеств личности (мужества, смелости, уважения к партнерам й противникам);
· совершенствование двигательных способностей.
Осуществляя правильную педагогическую организацию соревнований в Вузе, следует предусматривать распределение участников по полу и физическому развитию.
Плановость в проведении спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы в Вузе. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное и проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом и даже навредить их здоровью.
Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические и функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.
Соревнования бывают разными по цели, масштабу и степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки и состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований.
Участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает знания и опыт.
Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и главные. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.
Невозможно достичь высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки в технике, воспитываются волевые качества. Вот почему отличительной чертой современной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований вголу, что, естественно, удлиняет соревновательный период.
При определении для спортсмена количества соревнований в году предусматриваются ответственные соревнования (1 - 4) и менее ответственные (их должно быть больше), а также участие в соревнованиях по другим видам спорта, исходя из задач подготовки.
К главным состязаниям спортсмен стремится достигнуть высшей спортивной формы, подходя к этому через серию менее ответственных соревнований. Вхождение в спортивную форму во многом зависит от количества и характера этих соревнований. С приближением главных соревнований непременно должна возрастать острота спортивных встреч, но обязательно следует чередовать более напряженные соревнования с менее трудными.
Успех в соревнованиях обеспечивается многолетней тренировкой, в которой предусматривается и подготовка к соревнованиям. Она осуществляется постоянно в процессе годичной тренировки. Наряду с этим, необходима специальная, в том числе и психологическая подготовка. Наибольшее значение имеет приучение к условиям соревнований -тренировки в условиях, моделирующих соревновательные. Необходимо также подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделируемых условий, к неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям.
Исходя из выше сказанного, соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом форсированной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов.
При организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует стремиться к оптимальным срокам их проведения. В зависимости от целей, задач, масштаба и ранга соревнований, наличия учебно-материальной базы, уровня подготовленности участников применяются различные системы их проведения.
Организация соревнований включает в себя такие подготовительные мероприятия как:
подготовка и доведение до сведения подразделений учебного заведения Положения о круглогодичной спартакиаде, где оговариваются условия проведения соревнований по каждому виду спорта;
сбор заявок от подразделений учебного заведения на участие в соревнованиях;
проведение заседаний судейских коллегий с представителями команд, где должно быть оговорено:
условия проведения соревнований;
система проведения соревнований;
утверждение принятых условий и системы проведения соревнований;
жеребьёвка команд;
составление программы (расписания) проведения соревнований.
Основное назначение жеребьёвки – присвоение участвующим командам (участникам) номеров. Жеребьёвка бывает общей для всех команд или с разбивкой на 2, 3 или 4 подгруппы (где первые 2, 3 или 4 команды сильнейшие, а под них проводится групповая жеребьёвка для остальных команд). Количество номеров соответствует числу участвующих в соревнованиях команд. Основное требование к жеребьёвке - это присутствие на ней всех представителей команд.
Круговая система
При проведении соревнований по круговой системе каждая команда (участник) встречается с каждой командой (участником). Преимущество заключается в том, что объективно определяется победитель соревнований и места каждой команды (участника). Недостаток этой системы в том, что для проведения соревнований требуется очень много времени. При нечётном количестве команд, число игровых дней (игр) соответствует количеству команд, при чётном на один день (игру) меньше.
Количество дней (игр) определяется по формуле:
А (А–1) |
|
Где Х - число всех дней проведения (игр), А - число команд (участников).
Вариант 1.
Чётное количество команд (участников) – 6.
Нечётное количество команд (участников) – 5.
Первый тур составляют пары команд (участников), стоящие друг против друга (цифра "0" – для команды (участника) свободный день от игр). Пары на следующий тур соревнований составляются следующим образом: первая команда остаётся на месте, остальные передвигаются против часовой стрелки.
Вариант 2.
Для чередования игр на своём и чужом поле составляется таблица для нечётного количества команд (в нашем примере 5 команд, если чётное, то + 1). Для этого проводится нечётное количество вертикальных линий по количеству игровых дней (туров). Под первой линией ставится номер 1. Чтобы определить какое количество номеров ставить между линиями и какое число поставить над второй вертикальной линией, чётное число команд (при нечётном + 1) разделить на 2, + 1 и это число записать над второй вертикальной линией.
При составлении расписания на первый день, вокруг первой вертикальной линии следует написать номера команд против часовой стрелки
Команды, номера которых расположены под и над вертикальными линиями, будут свободными в этот тур от игры.
При чётном количестве команд к номерам, стоящим под и над чертой, добавляется номер последней команды (6). К номеру, написанному над чертой, добавляем цифру справа, а под чертой – слева. Сетка выглядит так:
6–1 6–2 6–3
Окончательно таблица игр составляется следующим образом: первыми записываются номера, стоящие справа от вертикальной черты, а вторыми – слева.
Команда, чей номер в таблице стоит первым, является "хозяином поля".
Вариант 3.
Этот вариант так же позволяет чередовать встречи на своём поле со встречами на поле соперника. Таблица составляется для нечётного количества команд. В первой колонке записываем игровые дни. Чтобы определить число колонок для составления пар, к числу команд прибавляем 1, делим полученное число на два и получаем количество колонок (5+1=6:2=3). Напротив первого игрового дня по горизонтали записываем номера команд по порядку - 1, 2, 3, затем против второго игрового дня записываем оставшиеся номера - 4, 5.
Так продолжаем заполнять таблицу.
Игровые дни |
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
Затем от последнего календарного дня, справа от цифры, которая стоит в последней колонке и последней строке (5), пишутся цифры в обратном направлении, начиная с цифры 1 в возрастающем порядке, но в первую колонку цифры не пишутся.
Команда, у которой в этот игровой день нет пары, будет свободная от игр.
Игровые дни |
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
Для чётного количества команд в первой колонке подставляем цифру 6.
В нечётные игровые дни проставляем с правой стороны, а в чётные с левой.
Игровые дни |
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
Команда, чей номер в таблице стоит первым, является "хозяином поля".
Круговая система - это такая система проведения соревнований, при которой каждый соперник последовательно встречаются с каждым. Для нивелирования фактора "своего поля"
, встречи 2-х соперников обычно проводят парное число раз, например 2 раза (один раз на поле 1-го соперника, а вторую встречу - на поле 2-го соперника). При недостаточном количестве соперников, встречи могут проводить в 4-ре круга. Известны варианты, при которых турниры делят на предварительную стадию, в которой участвуют все команды, и финальную, в которой участвуют только лидеры (или аутсайдеры). При использовании нейтрального для всех соперников поля (равные условия проведения соревнований) допустимо проводить только одну встречу с каждым из соперников (групповые турниры финальной части чемпионатов мира по футболу, шахматные турниры).
Можно вывести формулу, описывающую количество встреч, которые предстоит провести в круговом турнире каждой команде.
Количество встреч=количество кругов*(количество команд-1)
- Например, для одной команды число встреч в турнире составит:
- (Турнир из 18 команд играющих в 2 круга) количество встреч=2*(18-1)=34
- (Турнир из 10 команд, играющих в 4 круга) количество встреч=4*(10-1)=56
- (Турнир из 20 команд, играющих в 1 круг) количество встреч=1*(20-1)=19
- (Турнир из 4 команд, играющих в 8 кругов) количество встреч=8*(4-1)=24
Общее количество встреч в чемпионате= (Количество встреч одной команды)*(количество команд/2)
Считается, что круговая система обеспечивает наиболее справедливые условия проведения турнира. Иногда, для повышения мотивации участников, время начала встречи соперников, играющих параллельные встречи, назначают на одно и то же время. При турнирной системе возможны различные системы определения победителей. Наиболее распространенной системой является система начисления очков в зависимости от исхода встреч соперников. Наиболее известны системы "2-1-0" и "3-1-0" . Считается, что вторая система стимулирует команды на бескомпромиссность борьбы. Мнение автора - таки да, особенно где-то в Англии, но с некоторыми оговорками для, например, Украины. Действительно, победа лучше, чем 2 ничьи. И команды, решившие зафиксировать результат во встречах друг с другом (расписав по победе на брата) будут опережать 2 честные команды, которые не смогут выиграть в 2-х встречах и сыгравших 2 честные ничьи. Встречаются и другие варианты, например такие, когда ничья является недопустимым исходом. Фактически задачей проведения турнира является задача упорядочивания соперников в зависимости от их силы. Как правило, соперники начинают с равных показателей начальной силы, определенной цифрой 0 (ноль). Правда автор припоминает чемпионаты мира по хоккею, где участникам финальной части сохраняли количество очков, набранных на предварительной части. Простота начисления очков привела к повсеместному распространению этой системы определения силы команд. Действительно, исходя из положения команды в турнирной таблице, достаточно легко определить, кто сильнее, а кто слабее. В принципе - начисленные турнирные очки (в различных вариациях) - это простой и обычно применяемый числовой показатель, при помощи которого определяется потенциал команды на конкретный момент расчета и при помощи которого оценивают текущую силу команд или преимущество одной команды над другой. Так сложилось, что команда, набравшая наибольшее количество очков объявляется победителем турнира.
Тактика и стратегия.
Для команды-лидера стратегическая задача - победить в турнире. Иными словами, добиться положительного исхода как можно в большем количестве игр. Если конкретизировать задачу - добиться положительного исхода в большем количестве игр, чем любая другая команда. Для команды-аутсайдера стратегическая задача - не проиграть в турнире, т.е. добиться положительного исхода в большем количестве игр, чем конкуренты-аутсайдеры. Тактические задачи в играх соперников могут очень различаться на протяжении разных отрезков турнира, но, как правило могут быть формализованы в виде следующих 3-х вариантов. 1. Тактическая задача равных по силе команд - забить в ворота соперников больше мячей, чем соперник, при не допустимости нулевой разности забитых и пропущенных. 2. Тактическая задача более сильной команды во встрече с более слабым соперником - обязательно добиться положительного результата, т.е. забить больше количество мячей в ворота соперника, чем забьет он, при допустимости нулевой разности забитых и пропущенных. 3. Тактическая задача более слабой команды во встрече с более сильной - постараться не допустить взятия своих ворот соперником, а уже как вторичная задача - забить самому.
Фактор "своего поля".
Сколько помню свое увлечение футболом, всегда меня интересовал "так называемый" фактор своего поля . Что это такое и можно ли его измерить? После моего увлечения рейтингами ответить на этот вопрос стало вполне возможно. Давайте предварительно договоримся, что под равными по силе командами мы будем понимать такие команды, которые добиваются примерно одинакового исхода в борьбе с одинаковыми соперниками. Так вот. Оказывается, что если провести (гипотетически) 10 встреч примерно равных команд-соперников А и Б (причем сила А ≈ сила В ) на поле команды А , то примерно в 4-х встречах (41,5%) победу одержит команда А , в 3-х будет зафиксирована ничья (28,2%), а в 3-х победит команда В (30,3%). Сила одинакова, а очков в 10 встречах английская команда А должна набрать около 18, а точно такая же английская команда В наберет в этих встречах только 12 очков. Вот вам и фактор своего поля. Команды равные, а гости по итогам 10-и встреч наберут на 23 % очков меньше, чем хозяева. Любопытно, что существует такое соотношение превосходства сил гостей над силами хозяев, при котором вероятность победы гостей равна вероятности победы хозяев. В этом случае, скорее всего, команды в турнире из 10 встреч на поле команды А поделят очки поровну. При этом вероятность ничейного исхода составит примерно 27%. Любопытно, что при таком же превосходстве в силе, но в пользу команды хозяев, то они победят в 63,9% встреч. Вероятность проигрыша хозяев снизится до 12,9 %, а ничья, скорее всего, будет зафиксирована в 23,2 % случаев. Нелишне заметить, что данные, на основании которых были сделаны вышеприведенные выводы, были получены на основании встреч команд в чемпионате Англии (премьер лига, сезоны 1992-2006 годов). При этом результаты первых 10 и последних 10 туров не учитывались (были отброшены). Для Украины, России или Германии цифровая зависимость будет иная, но характер самой зависимости, я думаю, будет аналогичным. Кстати. В футболе мне больше всего как раз и нравится, что даже очень-очень слабая команда имеет теоретический (а значит и практический!) шанс отобрать очки у значительно более сильного соперника. Да, сильный, как правило, побеждает, но и у слабого есть шанс на успех.
Недостатки выявления победителя при помощи начисления очков.
Давайте представим себе следующую умозаключительную ситуацию. Автомобилю по трассе разрешено ехать со скоростью 90 км/час, через населенные пункты - со скоростью 40 км/час. Предположим нам известно, что дорога из пункта А до пункта В пролегала улицами населенных пунктов и еще сколько-то километров автомобиль ехал по трассе. Будем ли мы правы, если станем утверждать, что автомобиль, затративший на общий путь 4 часа и ехавший из них 1 час по городу и 3 часа по трассе проехал в итоге 40+270=310 километров? Конечно, скажите вы, утверждение ошибочно. Но давайте внимательно всмотримся в систему выявления победителей при помощи начисления очков. Она, эта система, практически аналогична вышеприведенному примеру с автомобилем. Играя в ничью (проезжая улицами любого города) мы получаем всегда 1 очко. Вне зависимости от реальной силы соперника (скорости движения). Такая же история с победой. Именно поэтому я проверяю турнирную таблицу рейтингом. Единственно - к рейтингам следует прилагать так же и кой-какую долю здравого смысла.