Измерение массы тела с помощью рычажных весов: описание методов. Взвешивание Как измерить на рычажных весах массу бумаги
Весы – один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. Весь ход развития общества – в первую очередь возникновение торговли – настоятельно требовал, чтобы был изобретён прибор, способный взвешивать товар, предназначенный для продажи. И такой прибор появился. К сожалению, история не сохранила имя изобретателя весов.
Первые простейшие весы в виде равноплечие коромысла с подвешенными чашами стали применяться в древнем Вавилоне за две с половиной тысячи лет до нашей эры и в Египте за две тысячи лет до нашей эры. Все их отлично знают: коромысло с подвешенными чашами, на одну кладётся товар, на другую гири. Применялись они при меновой торговле. Согласно древнеегипетской «Книге мертвых», Анубис, на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает богиня правосудия Маат.
А несколько позже появились неравноплечие весы с передвижной гирей – безмен. Безмен – простейшие рычажные весы. Так называемый русский безмен – металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом.
На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными». Царь Федор Алексеевич обязал проверять существующие меры с клеймлением их «орлёной печатью». Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год. И лишь в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.
1. Дайте тексту название. Для каких целей создавались первые весы?
2. О каких видах весов идет речь в тексте?
3. Зачем необходимо следить за правильностью измерений на весах? Почему хранение и проверка измерений доверялась лишь ответственным организациям?
4. Нужно ли сейчас следить за качеством измерений на весах?
Лабораторная работа №3
Измерение массы тела на рычажных весах
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Оборудование: весы с разновесами, набор тел разной массы, горох.
Ход работы:
1. Измерьте размеры каждого из тел (длину a, ширину b, высоту c) в см. Определите объем тела V=a∙b∙c в см3. Результаты запишите в таблицу.
2. Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с точностью до 0,1 г.
2. Результаты измерений запишите в таблицу:
№ опыта Объем тела
V, см3
V=a∙b∙cНабор гирь
m1, m2, m3,...г, мг Масса тела
m, г Погрешность измерений,
Δm, г Масса тела на электронных весах, г1 2 3 4 3. После взвешивания на рычажных весах, покажите результаты учителю. Взвесьте эти же тала на электронных весах. Результаты запишите в таблицу.
Задание 1
18 мг = ___________г125 г = __________кг34 г =___________мг0,32 кг = ________г234 мг=________кгЗадание 2
Во время раскопок археологи обнаруживали необычные бусины. Бусинки были одинаковы по массе, часть их проколота не до конца, а у некоторых отверстия вообще залиты свинцом. Особо исследователей удивило, что бусины найдены, среди наборов гирек, рядом со складными весами. Получается, что бусинки отвечали не только эстетическим целям! Может они смогли служить разновесами? А вот импортные стеклянные бусы продавали на Руси на вес – это факт установленный.
Используйте вместо бусин горошины. Определите массу одной горошины, если у вас имеется десяток горошин, результат запишите в таблицу (опыт 4)
1. Запишите подробный план определения массы горошины.
2. Запишите подробные результаты взвешивания.
3. Придумайте и запишите задачу по тексту.
Выводы:
1.Чему вы научились во время лабораторной работы?
2. Каковы были объемы взвешиваемых тел (опыт 1,2,3)?
3. Каковы были массы взвешиваемых тел? Запишите все результаты в виде (m ± Δm) г
4. Почему тела, имеющие одинаковый объем, имеют разную массу?
5. Каким образом можно определять массу небольших тел?
Приложенные файлы
Тарирные весы
Кроме ручных весов в аптечном производстве лекарственных препаратов применяются тарирные весы ВКТ-1000, Т-1000, а также настольные обыкновенные весы (НО).
Весы тарирные ВКТ-1000, Т-1000 - весы общего назначения IIкласса, которые служат для взвешивания жидких, вязких и сыпучих веществ. Их конструкции не имеют принципиального отличия от ручных весов. Это тоже рычажные весы с прямолинейным равноплечим коромыслом, но большей грузоподъемности. Равноплечее коромысло с одной опорной, двумя грузоприемными призмами опирается на подушку, расположенную на колонке. На острия грузоприемных призм подвешены серьги со съемными держателями чашек и чашками. На концах коромысла расположены регуляторы равновесия. Стрелка жестко крепится с коромыслом и шкалой отсчета. Весы устанавливаются по отвесу.
Ручные весы
В аптечной практике для взвешивания небольших количеств лекарственных средств применяют ручные весы марок ВР и ВСМ. Промышленность выпускает ручные весы 4 типоразмеров (табл.1).
Марки и типоразмеры ручных весов
Взвешивание на ручных весах
Ручные весы применяют почти исключительно для взвешивания сыпучих веществ в количествах от 0,05 до 100 г.
1. В нерабочем состоянии весы ручные сохраняют на крючке специального штатива, реже в закрытой коробке. При помещении весов на крючок штатива одну чашку весов укладывают в другую чашку и подвешивают весы за шнуры нижней чашки с таким расчетом, чтобы крючок штатива прошел между вертикально свисающим коромыслом и шнурами нижней чашки. Во избежание напрасного износа остриев призмы не следует подвешивать весы за кольцо обоймицы.
2. Перед началом работы убедиться в уравновешенности весов: качания коромысла останавливают не зажиманием стрелки внутри обоймицы, а подведением под чашки горизонтально расположенной ладони правой руки или же опусканием до соприкосновения донышек с поверхностью стола.
3. При взвешивании на ручных весах их держат в левой руке на весу. Обычно рекомендуют брать весы большим и указательным пальцами левой руки таким образом, чтобы обоймица висела строго вертикально и была совершенно свободной. Средний и безымянный пальцы левой руки располагают по обеим сторонам обоймицы, не касаясь ее, но имея возможность ограничивать движение стрелки весов и, в случае надобности, останавливать ее колебания. Перед взвешиванием под правую чашку весов подкладывают лист белой бумаги.
4. Убедившись в уравновешивании весов и чистоте их чашек, на левую чашку помещают нужное количество гирь, на правую - взвешиваемое вещество (мелкий разновес берут только пинцетом, оберегая шнурки весов от загрязнения порошком). Безымянный или большой пальцы левой руки поддерживают стрелку весов, не позволяя ей далеко отклоняться влево от плоскости обоймицы и осязают приближение равновесия. По окончании взвешивания чашки весов вытирают марлевой салфеткой.
5. Для отвешивания ядовитых веществ пользуются отдельным разновесом.
Взвешивание на тарирных весах
Тарирные весы используют для взвешивания сыпучих, жидких и вязких веществ в количествах, допустимых предельными нагрузками (от 50 г до 1 кг). Перед началом работы следует установить весы по отвесу и уравновесить чашки весов (с помощью регуляторов равновесия); стрелка должна находиться на нуле или отклоняться от него на равные расстояния. Гири и груз рекомендуется помещать на середину чашек. Суммарную массу гирь подсчитывают внимательно, лучше дважды - при помещении их на чашку весов и при снятии с нее. Взвешивание с ы п у ч и х веществ производят непосредственно в бумажный пакет или коробку с соответствующей этикеткой, иногда - на лист бумаги писчей, парафинированной или пергаментной. Подготовленный пакет в раскрытом виде помещают на правую чашку весов. На левую чашку в качестве тары помещают такой же пакет или лист бумаги и гири. Из штангласа, который держат в правой руке, в пакет осторожно насыпают порошкообразное вещество, причем штанглас слегка покачивают вдоль продольной оси; указательным пальцем правой руки слегка постукивают по горлышку штангласа. Прикасаясь указательным пальцем левой руки к чашке с грузом, стараются ощутить момент равновесия.
Уход за весами и разновесом
1. Перед началом взвешивания проверяют состояние весов, смахивают кисточкой пыль с чашек и устанавливают точку нуля (см. ниже).
2. Взвешиваемый предмет и гирьки можно помещать на чашки весов и снимать с них только при закрытом арретире, т.е. когда арретир опущен. При открытом арретире к весам прикасаться нельзя. Диск арретира следует поворачивать медленно, плавно и осторожно.
3. Нельзя сдвигать весы с занимаемого ими места.
4. Не следует допускать перегрузки весов выше допустимого предела (100 г), так как это может привести к порче весов. В сомнительном случае предмет нужно взвесить на лабораторных химических весах и, убедившись, что масса его не превышает предельной, приступать к взвешиванию его на аналитических весах.
5. Нельзя на чашки весов помещать влажные и грязные предметы. Нельзя просыпать и разливать ничего внутри шкафа весов. Нельзя взвешивать горячие предметы, а также очень холодные. Взвешиваемый предмет должен иметь температуру помещения, в котором находятся весы.
6. Нельзя класть взвешиваемое вещество непосредственно на чашку весов. Нельзя производить взвешивание на листе бумаги. Взвешивания производят на часовом стекле, в бюксе, в тигле или в небольшом стаканчике. Гигроскопические вещества, а также жидкости, выделяющие едкие пары, взвешивают в закрытом бюксе.
7. При взвешивании разрешается пользоваться только боковыми дверцами шкафа весов, передняя стенка шкафа должна быть закрыта.
8. Гирьки при взвешивании следует брать только пинцетом. Гирьки могут находиться только на чашке весов или в футляре, в своем гнезде.
9. В нерабочем состоянии весы должны быть всегда арретированы (арретир опущен). Нельзя облокачиваться на столик, на котором стоят весы, мешать работающему на весах посторонними разговорами. В случае какой-либо неисправности весов необходимо обратиться к руководителю.
Цель работы : изучить методы измерения массы и приобрести умение работы с аналитическими весами.
Приборы и принадлежности : весы аналитические, разновес, взвешиваемое тело с известной плотностью.
Теория метода
Масса тела m есть физическая величина, являющаяся мерой инертности тела в поступательном движении. Отношение масс двух тел равно отношению их весов. На этом основано сравнение масс тел с помощью рычажных весов.
Рычажные весы представляют собой равноплечный или неравноплечный рычаг, свободно качающийся на опоре или подвесе. Основным соотношением, которое позволяет найти неизвестную массу тела, является условие равенства нулю моментов сил, действующих на рычаг в положении равновесия.
Если на одном плече рычага подвешен груз с неизвестной массой m , а на другом – уравновешивающий его эталонный груз m 1 , то в положении равновесия
где
Р
– вес тела неизвестной массы; Р
1
– вес разновеса; F
A
и
- архимедовы силы, действующие
соответственно на груз и разновес в
воздухе;
- длины плеч коромысла.
Подставляя выражение для веса в формулу (1), получаем
. (2)
Если
плечи рычага весов равны
,
то выражение (2) упрощается:
. (3)
Вес тела в этом случае будет равен
. (4)
Так как идеально равноплечные весы изготовить технически невозможно, то неравноплечность всегда вносит в результат некоторую ошибку. Устранение этой ошибки при точном взвешивании достигается применением специальных способов взвешивания.
Как уже отмечалось выше, равновесие рычага весов наступает не при равенстве масс тела и разновеса, а при условии равенства разностей веса и архимедовой силы для тела и разновеса. Величину поправки, которая устраняет ошибку в определении массы, вызванную потерей веса тела в воздухе, легко найти из следующих вычислений:
где Р – вес тела в вакууме; Р 1 – вес разновеса в вакууме; V и V 1 – объемы тела и разновеса; - плотность воздуха.
Для объемов тела и разновеса можем написать
V = ;V 1 = ;
где m и- соответственно масса и плотность тела;m 1 и- масса и плотность разновеса.
Подставив выражения для объемов тел в формулу (5), получим
, (6)
. (7)
Учитывая,
что
и
,
получаем окончательную формулу:
. (8)
Откуда следует, что поправка на действие архимедовой силы равна
. (9)
Для
взвешивания небольших тел с высокой
точностью (до десятых долей миллиграмма)
применяются аналитические весы (рис.1).
Основной частью аналитических весов
является равноплечный рычаг ВВ
,
называемый коромыслом, опорой которого
служит ребро закаленной призмы а
,
находящейся в середине коромысла и
опирающейся на агатовую полированную
пластинку, укрепленную наверху колонки
А
.
На концах коромысла имеются призмы bb
,
служащие для подвешивания чашек СС
.
Если на чашках нет грузов, то коромысло
должно устанавливаться горизонтально.
Для определения положения кор
омысла
служит длинная стрелкаS
,
прикрепленная к его середине.
Конец стрелки S движется перед шкалой D , находящейся у основания колонки А . При горизонтальном положении коромысла стрелка должна указывать на среднее деление шкалы.
Когда весы не находятся в работе, их необходимо арретировать. Это производится действием особого приспособления внутри колонки весов, при помощи которого коромысло и чашки несколько приподнимаются вверх, вследствие чего их призмы освобождаются от давления. Арретирование производится посредством вращения головки V в ту или иную сторону.
При взвешивании используются специальные разновески, масса которых известна и указана на них. Чтобы не употреблять разновесок меньше 10 шт, пользуются так называемым рейтером R , представляющим собой тонкую проволоку, согнутую в виде крючка (с ушком). Рейтер помещается на одно из плеч коромысла, разделенное обычно на 10 равных частей. Помещение и снятие рейтера производятся особым приспособлением. Оно состоит из стержня Т , проходящего сквозь правую боковую стенку ящика весов и перемещающегося параллельно коромыслу. Стержень может вращаться вокруг своей оси; на внешнем конце он снабжен головкой М , а на внутреннем – боковым рычажком Р и выступающим штифтом; этот последний вводится в ушко рейтера и подхватывает его. Помещение рейтера на первое, второе, третье и т.д. деления плеча коромысла, считая от середины, равносильно действию положенного на чашку груза 1, 2, 3 и т.д. шт.
При обращении с аналитическими весами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Пока весы не арретированы, нельзя класть на чашки или снимать с них груз (не следует даже прикасаться к чашкам), нельзя производить остановку рейтера на коромысле весов.
2. Грузы следует накладывать на чашку весов так, чтобы общий центр тяжести грузов проходил по середине чашки.
3. Разновески брать и укладывать на чашки весов только при помощи пинцета.
4. Снимая разновески с весов, следует их класть непременно в ящик каждую на определенное ей место.
5. Не следует полностью освобождать коромысло, пока чашки весов еще мало уравновешены, его освобождают лишь на столько, чтобы можно было судить, которая из чашек легче, замечая при этом, куда отклоняется стрелка; после этого тотчас следует арретировать коромысло и прибавлять или убавлять разновески. При малой разнице между весами взвешиваемого тела и разновесок коромысло начинает уже маятникообразно качаться.
6. Освобождать и арретировать коромысло следует всегда медленно и плавно; если весы качаются, то арретировать надо весьма осторожно, в то время когда стрелки проходят через положение равновесия, иначе коромысло получит толчок.
7. Если чашки качаются маятникообразно, то прежде следует успокоить прикосновением листка бумаги к их краю и уже только после этого полностью освободить коромысло.
8. При наблюдении качания весов дверцы их должны быть непременно закрыты.
9. Если по освобождении коромысла окажется, что амплитуда колебаний слишком мала (менее 3-4 деления в ту или другую сторону), то, притворив слегка дверцу, можно махнуть перед весами рукой, тогда струя воздуха обыкновенно сообщает коромыслу достаточную амплитуду.
10. Не следует оставлять надолго груз на чашках, особенно когда весы не арретированы; когда взвешивание окончено, весы надо арретировать, нагрузки снять и закрыть дверцы.
Для того, чтобы произвести взвешивание на аналитических весах, необходимо:
определить нулевую точку весов;
определить чувствительность весов;
произвести взвешивание;
ввести поправку на потерю веса в воздухе;
ввести поправку на неравенство плеч коромысла.
Определение нулевой точки весов. Нулевой точкой (точкой равновесия) весов называется то деление, на котором при отсутствии трения останавливается указатель стрелки, когда коромысло перестает колебаться.
Н
улевую
точку весов определяют по методу качаний.
Осторожно освободив коромысло и пропустив
несколько колебаний, замечают положение
конца стрелки в моменты наибольших
отклонений по шкалеD
(рис.2).
Вследствие трения колебания постепенно затухают. Обычно нулевая точка ненагруженных весов определяется из пяти колебаний: берутся три отсчета в одну и другую сторону. Если а 1 , а 2 ,......а 5 – последовательные отсчеты влево, и а 1 , а 2 ,......а 5 – последовательные отсчеты вправо, то нулевая точка N 0 находится из формулы
. (10)
Определение чувствительности весов. Отношение числа делений шкалы n , на которое смещается стрелка весов, к весу перегрузка, вызвавшего его смещение, называется чувствительностью весов.
Для того, чтобы определить чувствительность весов, помещают рейтер на первое деление шкалы коромысла, что соответствует нагрузке в 1 мг и находят, как и для ненагруженных весов, новое положение равновесия
Тогда чувствительность весов найдется как разность между и N 0
n =-N 0 . (11)
Взвешивание. При взвешивании тело помещают на левую чашу весов, а на правую - гирьку из разновеса. Сначала нужно попытаться уравновесить тело граммовыми гирями; если вес тела не выражается целыми граммами, то необходимо продолжать уравновешивать с помощью дециграммов и сантиграммов. Если не удается уравновесить тело и с помощью сантиметровых гирек, то необходимо использовать рейтер, догружая весы миллиграммами. Перемещая рейтер по шкале на коромысле, можно найти два таких его положения, в одном из которых вес разновеса и рейтера будет больше веса тела, а в другом - меньше.
Пусть значение отклонения стрелки N 1 соответствует недогрузке правой чаши весов. Следовательно, значение N 1 лежит правее ранее найденного значения N 0 (нулевой точки), а N 2 (значение отклонения стрелки при перегрузке правой чаши весов) будет лежать левее N 0 .
Пусть
значение N
1
соответствует весу Р
мг. Тогда значение N
2
будет соответствовать весу (Р+1)
мг. Таким
образом, для приведения весов к нулевой
точке веса Р
мг недостаточно, а (Р+1)
мг много.
Необходимо добавить к весу Р
мг добавочный груз
мг,
чтобы уравновесить весы.
Так как разновесу в 1 мг соответствует отклонение (N 1 -N 2 ), то вес Х вызовет отклонение: N 1 -N 0 . Из пропорции находим
. (12)
Таким
образом, искомый вес тела Р
1
будет складываться из веса разновесок
на
правой чашке весов, веса рейтерадля
значенияN
1
и добавочной нагрузки Х
,
вычисляемой по формуле (12):
Р
1
=(
++
)
мг. (13)
Поправку на кажущуюся потерю веса в воздухе определяют из формулы (9). Но, учитывая, что разница между кажущимся и истинным весом не превышает 0,2%, на практике часто ограничиваются определением только кажущегося веса.
Неточность определения массы, вызванная неравенством плеч коромысла, можно устранить методом двойного взвешивания (методом Гаусса). Суть метода состоит в том, что производят два взвешивания: при первом взвешивании испытуемое тело помещают на левую чашу весов, а при втором – на правую.
При первом взвешивании для веса тела Р и веса разновесокР 1 по теореме моментов справедливо равенство
, (14)
где - длина левого плеча;- длина правого плеча. Для второго взвешивания-
. (15)
Из (14) и (15) находим, что
, (16)
, (17)
т.е. масса тела равна среднему геометрическому из произведения масс разновесок при первом и втором взвешивании.
Цель работы:
Приборы и материалы:
ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ
Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов?
В каких единицах она измеряется (перечислите все)?
_____________________________________________________________
Выполните упражнения:
8,4 т = ___________ кг 500 мг =____________ г
0,5 т = ___________ кг 120 мг = ____________ г
125 г = ___________ кг 60 мг = _____________ г
100 г + 20 г + 1 г 500 мг + 200 мг = ___________________________ г
20 г + 10 г +1 г + 200 мг + 100 мг = ___________________________ г
На какую чашку весов кладут:
взвешиваемое тело?____________________
гири?____________________________
ХОД РАБОТЫ
№ опыта
Название тела
Масса тела, г
1
2
3
Вывод:____________________________________________________________
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов? масса
В каких единицах она измеряется (перечислите все)? В СИ – кг, в л/р - г
Выполните упражнения:
8,4 т = 8400 кг 500 мг =0,5 г
0,5 т = 500 кг 120 мг = 0,12 г
125 г = 0,125 кг 60 мг = 0,06 г
100 г + 20 г + 1 г 500 мг + 200 мг = 121, 7 г
20 г + 10 г +1 г + 200 мг + 100 мг = 31,3 г
На какую чашку весов кладут:
взвешиваемое тело? левую
гири? правую
Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
ХОД РАБОТЫ
Зная правила взвешивания, измерьте массу нескольких небольших тел с точностью до 0,1 г.
Результаты измерений запишите в таблицу:
№ опыта
Название тела
Гири, которыми тело было уравновешено
Масса тела, г
1
2
3
Вывод: масса тела приближенно равна сумме масс грузиков, уравновешивающих весы.
Технологическая карта урока по физике в 7 классе.
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Тема | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
||||
Тип урока: | Урок формирования первоначальных предметных умений. |
||||
Цель | обеспечить отработку навыков измерения массы тел с помощью рычажных весов. |
||||
Задачи | Образовательные: 1.работая с материалом учебника изучить правила измерения массы тел на рычажных весах; 2.выполняя лабораторную работу развивать умения определять массу тел с помощью весов; 3.решая задачи, работая с презентацией расширить знания учащихся по теме «Масса». Развивающие: 1.в ходе выполнения фронтальной лабораторной работы пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету; 2. выполняя лабораторную работу развивать у обучающихся умения работать с физическим оборудованием, анализировать и оценивать полученный результат, делать выводы. 3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся таких качеств как терпение, настойчивость, аккуратность; 2.работая в парах постоянного состава, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие практических умений работы с физическим оборудованием - весами; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать весы для измерения физической величины, массы тела. 2.уметь выражать результаты измерений в единицах СИ. 3.использовать правила взвешивания для измерения массы тел. | Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Основные понятия темы | Масса, погрешность измерения, цена деления, рычажные весы. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 4.Работа с раздаточным материалом. 5.Измерение величин. | Технология сотрудничества. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. | Физическое оборудование: весы, тела разной массы, разновесы. Ресурсы: проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
||
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | ||
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Предлагает задачу на смекалку и назвать тему урока, определить цель. | Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель. | |||
Операционно-содержательный этап |
||||||
Изучение нового материала. 1) Актуализация знаний. 2) Первичное усвоение новых знаний. 3) Первичная проверка понимания 4) Первичное закрепление 5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1) Предлагает выполнить задания. 2) Инструктаж по выполнению работы. Объяснение теоретического материала. 3) Предлагает выполнить экспериментальные задания. 4)Предлагает работу с таблицей. 5)предлагает ответить на вопросы и сделать выводы. | Изучение нового материала на основе самостоятельного выполнения лабораторной работы. 1) Выполняют задания. 2) Слушают. 3)Выполняют предложенные экспериментальные задания. 4)Заполняют таблицу. 5)делают выводы. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Рефлексивно - оценочный этап. |
||||||
Рефлексия. (Подведение итогов). | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Предлагает выбрать предложение. | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | ||
Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные |
Приложение.
1. Мотивационный.
Задача на смекалку. Царь приказал Архимеду отмерить столько золота, сколько весит слон. Таких больших весов нигде не оказалось. В распоряжении Архимеда был плот. Как Архимед решил задачу?
Обсуждение. Сформулируйте тему и задачи урока.
2. Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний.
1) Заполните пропуски в тексте.
Масса тела - это физическая ________, характеризующая его _______. Чем больше масса тела, тем оно ______ инертно. Измерить массу тела - значит сравнить его массу с массой ____, изготовленного из сплава платины и иридия, равной _____.
Ответ.
Масса тела - это физическая величина
, характеризующая его инертность
. Чем больше масса тела, тем оно более
инертно. Измерить массу тела - значит сравнить его массу с массой эталона
, изготовленного из сплава платины и иридия, равной 1 кг
.
2) В древнем Вавилоне за единицу массы принимали талант - массу воды, наполняющей такой сосуд, из которого вода равномерно вытекает через отверстие определенного размера в течение часа. А какие единицы массы вы знаете?
Устный счет. Переведите массу в указанные единицы измерения.
Тонны | Килограммы | Граммы |
Ответ.
Килограммы | ||
2) Первичное усвоение новых знаний.
А какие способы определения массы вы знаете?
Способы определения массы тела.
1) Взвешивание - измерение массы с помощью весов.
2) Определение массы методом взаимодействия.
Изучить инструкцию «Правила взвешивания» по учебнику "Физика. 7 класс".
3) Первичная проверка понимания.
Лабораторная работа №3
«Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.
Оборудование: весы с разновесами, набор тел разной массы.
Ход работы.
1.Зная правила взвешивания, измерьте массу тел с точностью до 0, 1 г.
2. Результаты измерений запишите в таблицу.
3. Сделайте вывод.
4) Первичное закрепление. Решите задачу.
Для уравновешивания тела на рычажных весах были использованы наборы гирь, масса которых указана в таблице. Чему равна масса каждого тела?
5) Контроль усвоения.
Проверь себя!
1.Какие приборы изображены на рисунке?
2.Какие физические величины можно измерить с их помощью?
3.Какие правила необходимо соблюдать при их эксплуатации?
3. Рефлексия.
+Я сам _______________________________________
? Самым трудным было _______________________
! Есть предложение ___________________________